Познакомимся с приемами построения и модификации эллипсов.
1. Чтобы не перегружать графикой страницу, на которой мы работали
с прямоугольниками, начнем со вставки в документ CorelDRAW еще одной
страницы. Для этого воспользуйтесь командой ОК
в раскрывшемся диалоговом окне.
2. Выберите в наборе инструментов инструмент Ellipse
(Эллипс) и перетащите указатель этого инструмента по диагонали габаритной
рамки будущего эллипса. Обратите внимание на изменение сообщений
в строке состояния и значений в панели атрибутов в процессе перетаскивания.
После отпускания кнопки мыши на рисунке появляется эллипс в рамке
выделения.
Клавиши-модификаторы работают с инструментом
Ellipse
(Эллипс) точно так же, как с инструментом
Rectangle
(Прямоугольник). Удерживая нажатой клавишу
Ctrl
, можно построить не эллипс, а правильный круг, а клавиша
Shift
позволяет строить эллипс, растягивая его не от угла, а от середины габаритного прямоугольника. При удержании одновременно обеих клавиш-модификаторов будет строиться круг от центра. Освобождать клавиши-модификаторы следует только после отпускания кнопки мыши.
3. Выберите инструмент
Shape
(Форма). Найдите узел вновь построенного эллипса и наведите на него указатель мыши. Нажмите кнопку мыши и сместите узел по направлению к центру габаритного прямоугольника, а затем, не выходя за границу эллипса, — по часовой стрелке (рис. 2.6). После отпускания кнопки мыши эллипс будет преобразован в сектор. При этом в строке состояния и в панели атрибутов отобразятся центральный угол сектора и направления ограничивающих его радиусов.
Рис. 2.6. Преобразование эллипса в сектор перетаскиванием узла внутри эллипса
4. Постройте еще один эллипс и повторите описанную на предыдущем шаге последовательность действий, только на этот раз перемещайте узел эллипса не внутри него, а снаружи. В результате будет построена дуга эллипса, а не сектор.
Если в процессе перетаскивания узла эллипса удерживать нажатой
клавишу Ctrl , то центральный угол дуги или сектора будет
меняться не плавно, а скачками по 15°. Это бывает удобно при построении
секторов и дуг заранее заданной величины.
Теперь познакомимся с элементами панели атрибутов
для объекта класса «эллипс» (рис. 2.7).
Рис. 2.7. Панель атрибутов для эллипсов
Большая часть элементов панели атрибутов уже знакомо нам из опыта работы с
прямоугольниками. Познакомимся с теми из них, которые специфичны
для эллипсов.
- Кнопка Ellipse (Эллипс) оказывается нажатой, если выделен
объект, являющийся эллипсом. Нажатие этой кнопки щелчком мыши при
предварительном выделении сектора или дуги преобразует их в замкнутый
эллипс.
- Кнопка Pie (Сектор) оказывается нажатой, если выделен
сектор. Ее нажатие щелчком мыши преобразует в секторы предварительно
выделенные эллипсы и дуги.
- Кнопка Arc (Дуга) оказывается нажатой, если выделена
дуга. Ее нажатие щелчком мыши преобразует в дуги предварительно
выделенные эллипсы и секторы.
- В двух счетчиках Starting and Ending Angles (Начало
и конец дуги) содержатся значения направляющих углов радиусов, соединяющих
центр сектора или дуги соответственно с начальной и конечной точкой
дуги. Направляющие углы задаются в системе координат, связанной
с порождающим сектор или дугу эллипсом. Начало отсчета этой системы
связано с центром эллипса, а начальный луч (0°) соединяет центр
и ту точку эллипса, которая находилась правее всех остальных в момент
его построения.
- Кнопка Clockwise/Counterclockwise (Направление дуги)
позволяет выбрать, которая из двух дуг, получившихся в результате
разбиения эллипса на две части будет построена — идущая по часовой
или против часовой стрелки от начального радиуса к конечному.
Инструмент
3 point ellipse
(Эллипс по 3 точкам), расположенный на той же панели, чт( и инструмент
Ellipse
(Эллипс), позволяет строить эллипсы другим способом. Его дей ствие аналогично действию инструмента
3 point rectangle
(Прямоугольник по 3 точкам) — перетаскивание указателя инструмента фиксирует направление и местополо жение конечных точек одной из осей эллипса, а последующий щелчок мышью — раз мер перпендикулярной ей второй оси эллипса. Этот инструмент работает не так, ка в предыдущей версии программы.