Как уже отмечалось, каждый пиксель растрового изображения содержит
информацию о цвете. Любой векторный объект также содержит информацию
о цвете его контура и закрашенной области. Информация может занимать
от одного до тридцати двух бит, в зависимости от глубины цвета.
Если мы работаем с черно-белыми изображениями, то цвет кодируется
нулем или единицей. Никаких проблем в этом случае не возникает.
Для несложных рисунков, содержащих 256 цветов или столько же градаций
серого цвета, нетрудно пронумеровать все используемые цвета. Но,
для изображений в истинном цвете, содержащих миллионы разных оттенков,
простая нумерация не подходит. Для них разработаны несколько моделей
представления цвета, помогающих однозначно определить любой оттенок.
Цветовая модель определяет способ создания цветов, используемых
в изображении. Всего разработано три основных цветовых модели и
множество их модификаций. Коротко рассмотрим основные модели представления
цвета. Из школьного курса физики мы знаем, что солнечный свет можно
разложить на отдельные цветные составляющие. В то же время, собрав
вместе в нужных пропорциях разноцветные, мы получим луч белого
цвета. Изменим немного пропорции - и у нас готов источник света
заданного цвета.
В телевизорах и компьютерных мониторах используется люминофор,
который светится красным, зеленым и синим цветом. Смешивая эти три
цвета можно получить разнообразные цвета и их оттенки. На этом и
основана модель представления цвета RGB, названная так
по начальным буквам входящих в нее цветов: Red
- красный, Green -
зеленый, Blue - синий.
Любой цвет в этой модели представляется тремя числами, описывающими
величину каждой цветовой составляющей. Черный цвет образуется, когда
интенсивность всех трех составляющих равна нулю, а белый - когда
их интенсивность максимальна. Множество компьютерного оборудования
работает с использованием модели RGB, кроме того, эта модель очень
проста. Этим объясняется ее широкое распространение. К сожалению,
в модели RGB теоретически невозможно получить некоторые цвета, например
насыщенный сине-зеленый, поэтому работать с моделью цвета RGB не
всегда удобно. Кроме того, модель RGB сильно связана с реализацией
ее на конкретных устройствах. Большинство цветов, которые мы видим
в окружающем нас мире, являются следствием отражения и поглощения
света. Например, солнечный свет, падая на зеленую траву, частично
поглощается, и отражается только его зеленая составляющая. При печати
на принтере, на бумагу наносится цветная краска, которая отражает
только свет определенного цвета. Все остальные цвета поглощаются,
или вычитаются из солнечного света.
На эффекте вычитания цветов построена другая модель представления
цвета, называемая CMYK. Эти буквы также взяты из названий
цветов: Cyan - голубой,
Magenta - пурпурный,
Yellow - желтый, blac
k - черный. Строго говоря, Magenta не является пурпурным цветом.
Точное название этого цвета -фуксин, но в компьютерной литературе
и в программах принято называть этот цвет пурпурным. В разновидности
этой модели, называемой CMY, отсутствует черный цвет, но она применяется
значительно реже. Выбор цветов для модели неслучаен, они тесно связаны
с цветами модели RGB. Голубой цвет образуется при поглощении красного,
пурпурный при поглощении зеленого, а желтый отраженный цвет получается
в результате поглощения синего. При нанесении большего количества
красок разных цветов поглощается больше цвета и меньше отражается.
Таким образом, при смешении максимальных значений этих трех цветов
мы должны получить черный цвет, а при полном отсутствии краски должен
получиться белый цвет. Однако в действительности при смешении трех
красок получается грязно-бурый цвет, так как используемые реальные
красители отражают и поглощают цвет не так, как описано в теории.
Черный цвет получается только при добавлении черной краски, поэтому
в модель CMYK и добавлена черная составляющая. Система CMYK широко
применяется в полиграфии. Типографское оборудование работает исключительно
с этой моделью, да и современные принтеры тоже используют красители
четырех цветов. При печати на бумагу наносятся несколько слоев прозрачной
краски, и в результате мы получаем цветное изображение, содержащее
миллионы различных оттенков.
Системы RGB и CMYK удобны при работе с конкретным оборудованием,
но не очень удобны для человеческого восприятия. Представив себе
желаемый цвет, вы не сможете сказать, сколько в нем составляющих
цветов той или иной модели.
Следующая модель цвета основана на восприятии цвета человеком.
Все цвета в ней описываются тремя числами. Одно задает собственно
цвет, другое - насыщенность цвета, а третье - яркость. Цвет в этой
модели независим от используемых технических средств. Есть несколько
вариантов модели, называемых разными терминами, но означающих одно
и то же. Чаще других встречается модель HSB, в которой
каждый цвет описывается цветовым тоном - Hue, насыщенностью - Saturation
и яркостью - Brightness. Модель HSB не зависит от оборудования и
удобна для восприятия человеком, поэтому с ней часто работают различные
программы, в дальнейшем преобразуя цвета в модель RGB для показа
на экране монитора или в модель CMYK - для печати на принтере. Кроме
того, модель HSB удобно использовать при редактировании рисунков.
Например, вы хотите заменить зеленый лист на желтый в редактируемой
фотографии. Достаточно поменять только цветовую составляющую используемых
цветов, не меняя яркость и насыщенность. Рисунок при этом не изменится,
но примет иной оттенок.
Есть и иные модели представления цвета, но в подавляющем большинстве
случаев используется перечисленные выше. Часто для описания оттенка
используются фиксированные палитры, то есть список заданных цветов.
В результате исследований определяют наиболее часто используемые
цвета и помещают их в палитру. Имеется множество палитр, применяемых
в производстве разноцветных предметов. Широко распространены палитры
PANTONE. Указав, какая палитра используется и номер цвета в этой
палитре, можно однозначно определить нужный цвет. Использование
фиксированных палитр облегчает выбор необходимых красителей.