Теперь приступим к построению различных линий: прямых и кривых, мкнутых и
разомкнутых, начнем с построения простейших линий. Выберите инструмент
"Freehand Tool" в панели Toolbox (Графика) для построения
линии в режиме произвольных кривых. Поместите указатель мыши на
рабочее поле. При этом указатель изменится на крест с линией. Нажмите
левую кнопку мыши, не отпуская ее, начинайте передвигать мышь. На
экране будет рисоваться кривая линия, повторяющая передвижения мыши.
Отпустите левую кнопку мыши, и кривая останется на экране. Практически
эта процедура не отличается от традиционного рисования или черчения,
в котором вместо карандаша применяется мышь. Если у вас имеется
графический планшет с пером, то создание кривой еще больше будет
походить на традиционное рисование. Графическое перо существенно
облегчает создание произвольных кривых. Далее мы нарисуем прямую
линию. Установите указатель мыши на свободное место. Щелкните мышью,
не оставляя кнопку нажатой, начните передвигать мышь. На экране
появится отрезок, размер и направление которого будут меняться вместе
с передвижением мыши. Щелкните мышью еще, и отрезок останется на
экране. Чтобы нарисовать строго вертикальную или горизонтальную
линию, во время рисования следует нажать и держать нажатой клавишу
Ctrl, в этом случае отрезок в процессе рисования будет поворачиваться
с дискретным шагом в пятнадцать градусов. Проверьте это обстоятельство
самостоятельно. Теперь, когда мы научились рисовать прямые отрезки,
перейдем к рисованию ломаных линий, состоящих из прямых и кривых
частей. Для этого конечную точку каждого отрезка следует отмечать
не одинарным, а двойным щелчком мыши, а в последней точке следует
один раз щелкнуть мышью. Установите указатель мыши на свободное
место и щелкните мышью, после чего начните передвигать мышь. На
экране появится отрезок, размер и направление которого будут меняться.
Дважды щелкните мышью, чтобы создать вершину ломаной линии. Первый
щелчок мыши заканчивает рисование отрезка прямой, а второй щелчок
начинает рисование следующего отрезка из той же самой точки. Передвиньте
мышь в новое место и щелкните мышью один раз. Мы получили ломаную
линию, состоящую из двух отрезков. Отведите указатель мыши в сторону
от созданного объекта. Подведите указатель мыши к концу только что
созданной ломаной. Указатель изменится на крест со стрелкой. Это
означает, что при рисовании будет продолжено создание предыдущего
объекта, а не создаваться новый объект. Нажмите кнопку мыши,, не
отпуская ее, передвиньте мышь, после чего отпустите кнопку. К двум
прямым сегментам добавится кривая. Щелкните мышью в конце кривой,
передвиньте мышь и еще раз щелкните мышью. Мы добавили еще один
отрезок. Подведите указатель мыши к концу последнего отрезка, нажмите
кнопку мыши и переместите указатель в начало первого отрезка ломаной,
после чего отпустите кнопку. Контур создаваемого объекта будет замкнут.
Описанным только что способом можно создавать объекты любой сложности.
Единственным ограничением является неразрывность линий. Если вы
разорвали линию, то будет создано несколько объектов. Теперь рассмотрим
рисование кривых Безье. Перед тем как проделать следующий эксперимент,
прочитайте его до конца. В панели Toolbox (Графика), во
вспомогательной панели инструмента "Freehand Tool" выберите инструмент
растянуть. Теперь мы нарисуем кривую Безье. Установите указатель
мыши на рабочее поле. При этом указатель изменится на крест с линией
. жмите левую кнопку мыши, удерживая ее, передвиньте мышь. На экране
появится пунктирная линия, длина и направление которой меняется
с передвижением мыши. Эта пунктирная линия называется манипулятором
кривизны, который определяет степень кривизны кривой в точке. Отпустите
кнопку мыши и передвиньте мышь, после чего снова нажмите кнопку
мыши и удерживайте ее. Появится вторая пунктирная линия. Не отпуская
кнопки, подвигайте мышь, и вы увидите, как меняется внешний вид
кривой при изменении направления и размера пунктирной линии. Отпустите
кнопку мыши, и рисование участка кривой будет закончено. Щелкните
мышью на свободном пространстве. Конец кривой будет соединен линией
с новым узлом. Щелкните мышью на свободном месте, и будет нарисована
прямая линия, так как вы не настраивали кривизну в узлах. Передвиньте
мышь, нажмите кнопку мыши,, удерживая ее, настройте манипулятор
кривизны, после чего отпустите кнопку мыши. Мы добавили еще один
участок кривой. Щелкните мышью в точке, в которой вы начали рисование
и получите замкнутую фигуру. Обратите внимание, что при установке
указателя мыши на начальную точку он изменится на крест со стрелкой.
С помощью описанных средств вы можете нарисовать произвольную фигуру,
состоящую из множества различных линий. Однако CorelDRAW 10 предоставляет
вам значительно больше средств, облегчая создания различных специфических
объектов.